Главная

Наука в вузе. Пилотный модуль

Техническое описание ИС "Инновационная платформа вуза", модуль "Научные результаты"

Планирование и учет научной деятельности вуза

Практически в каждом вузе существует Научное управление, в задачу которого входит организация и поддержка научной работы сотрудников и студентов. Довольно большая часть деятельности Управления связана с решением уникальных задач, требующих индивидуального анализа и поиска нестандартных решений. Эта часть плохо поддается формализации.

Однако есть и другая задача — сравнительная оценка деятельности научных коллективов, школ, кафедр и факультетов, а также личного вклада той или иной персоны (обобщенное название руководителя, преподавателя, инженера, аспиранта, студента). Интегрированные характеристики позволяют увидеть тенденции, выделить лучших, чтобы затем принять определенные административные решения — поощрение, поддержка проектов, реорганизация коллективов, распространение положительного опыта и так далее.

Задача эта довольно сложна, поскольку творческий характер научных исследований не позволяет удовлетворительно сформулировать критерии, которые объективно давали бы оценку деятельности коллективов и персон. Поэтому все хорошо понимают, что рейтинговая оценка, которая базируется на требованиях Министерства, дает лишь приблизительные результаты, не отражающие реальной значимости результатов (в ту и в другую сторону). Тем не менее, такая оценка содержит определенную объективную составляющую.

Огромные объемы информации о научной деятельности сводятся к ряду формальных показателей и позволяют получить предварительное впечатление о состоянии дел. Далее начинается более глубокий анализ, но он проводится уже по частным вопросам (определенный коллектив, определенная тематика или вид деятельности), что существенно уменьшает объем исходной информации и позволяет применять неформализованные методы оценки.

Автоматизация планирования и учета

Процесс сбора и обработки информации о результатах научной деятельности довольно трудоемкий. Жесткие правила оценки не всегда оформлены, исходную информацию приходится перепроверять. Эти рутинные операции занимают довольно много времени как у авторов разработок, так и у сотрудников Управления. Автоматизация этой работы напрашивается естественным образом.

В самом деле, в большинстве вузов так или иначе используются комплексы «Абитуриент», «Деканат», «Отдел кадров» и другие, имеется опыт их разработки (покупки), внедрения и сопровождения. С этих позиций автоматизация деятельности Управления в части ведения мониторинга научной работы или подготовки отчетов по рейтингу кафедр представляется еще одним шагом в развитии информационной системы вуза, которую раньше называли АСУ ВУЗ.

Однако не все так просто. Как показывает опыт, в отличие от процедуры приема студентов процесс мониторинга науки в вузе выглядит гораздо менее формальным, а главное — развивающимся. Даже в приемной комиссии постоянно возникают изменения, связанные с новыми правилами приема. Но в Научном управлении такие правила вообще практически отсутствуют.

Если в «обычных» подразделениях вуза цель процесса вполне понятна (прием студентов, формирование штатов, контроль учебного плана), то в науке ведется поиск таких форм работы, которые могли бы отвечать современным вызовам со стороны развивающегося общества. Здесь временные формальные оценки и правила постоянно анализируются, корректируются, реорганизуются. Одним словом, Научное управление — это паровоз развития вуза.

Развивающийся процесс

Как только Управление получает в руки автоматизированную систему, усилия по проведению рутинного сбора и расчетов уменьшаются, а сводные данные и аналитические отчеты позволяют переходить к анализу причин успехов (чтобы закрепить их) или недостатков (чтобы ликвидировать), к совершенствованию показателей и критериев оценки. Теперь Управление может не только фиксировать факт после того, как он уже произошел, но и активно вмешиваться в оперативные вопросы, управлять процессом.

Опыт показывает, что в разработке и внедрении «обычных» модулей информационной системы, таких как «Абитуриент», просматриваются этапы бурного роста, после чего модуль выходит на относительно ровное «горизонтальное» развитие. Теперь задача по сути дела решена, достаточно только следить за внешними изменениями и корректировать модуль.

В «Научных результатах» совсем иная картина. По мере появления первых модулей сотрудники Управления и руководство вуза начинают активно развивать задачу, усложняя и расширяя постановку. От отчетности переходят к планированию, затем к управлению. Как правило, научная деятельность кафедры начинает рассматриваться в комплексе с учебно-методической.

Появляются новые показатели, совершенствуются старые. В алгоритмы расчетов постоянно вносятся изменения, учитывающие некоторые моменты, которые ранее просто игнорировались. Наконец, возникает искушение попробовать математические методы анализа, начинающиеся со статистики, заканчивающиеся когнитивным или имитационным моделированием.

Приглашение к сотрудничеству

Учитывая сказанное, мы уверены, что практически невозможно создать или приобрести готовую систему для Управления научных исследований «под ключ», даже если такие системы существуют. Вуз должен пройти через процесс развития, в котором информационная система играет роль ключевой составляющей, но не является главной и тем более определяющей.

Создание эффективной системы управления наукой проходит при участии всего коллектива вуза, а особенно — его Научного управления, которое решает задачу повышения престижа вуза, ориентации на актуальные проблемы страны и региона, использование передовых теорий и технологий и так далее. С учетом специфики вуза, его традиций, внешнего окружения, мы не можем говорить о решении такой задачи чисто формальными методами.

Вместе с тем, понятийная база вопросов научного развития достаточно стабильна. В самом деле, такие понятия как сотрудник и студент, проект и публикация, метод и средство — все это сохраняется и используется в новых версиях системы. Отсюда при построении системы меняется ее наполнение, но некоторая инструментальная часть может оставаться постоянной. Грубая аналогия — мы готовим совершенно различные тексты, используя один и тот же текстовый редактор.

В результате мы предлагаем ознакомиться с нашим опытом, который представлен на этом сайте одной из первых разработок — Информационно-аналитическая система "Наука", а также последним внедрением — Инновационная платформа

Мы предлагаем начинать работу по внедрению информационной системы «Научные результаты» с небольшого модуля, который уже через 2-3-4 месяца начнет реально работать и позволит более точно определить пути дальнейшего развития системы.

Пилот создан максимально простым (хотя и приносящим известную практическую пользу). Он позволяет построить коммуникационную основу системы, отработать процедуры сбора данных, а затем начинается этап совершенствования концептуального наполнения, который и проводит коллектив вуза. При этом программное обеспечение почти не требует серьезных доработок, а организация работы с системой остается прежней.

Техническое описание ИС "Инновационная платформа вуза", модуль "Научные результаты"

Желающим попробовать систему в работе мы предоставляем работу на полигоне, где можно в ограниченном объеме на нашем сервере поработать во всех режимах.